iNsk.ru - Юридический портал Новосибирска
http://insk.ru/article_view.php?news_id=23
Юридические науки под термином "власть" понимают возможность одного субъекта повлиять на поведение другого. Субъектами этих властных отношений являются, с одной стороны, гражданин Российской Федерации, иностранец или лицо без гражданства (далее - гражданин), а с другой - юридическое лицо, орган государственной власти или местного самоуправления (далее - орган власти).
Существует правило взаимоотношений граждан и вышеназванных органов власти. Оно заключается в том, что не только орган власти может оказать влияние на действия и решения гражданина, но и гражданин может определенным образом повлиять на решения и действия органа власти. С точки зрения закона это правило полностью опровергает заблуждение о беспомощности гражданина перед должностным лицом, располагающим определенной властью по отношению к нему.
Должностные лица органов власти принимают властные решения посредством издания обязательных для исполнения правовых актов. Гражданин пользуется своей властью, как правило, только в случаях нарушения своих прав и посредством направления всякого рода жалоб и заявлений в различные инстанции. Таким образом происходят взаимоотношения властного характера между этими субъектами общественных отношений.
Согласно частям первой и второй ст.3 Конституции РФ от 23 декабря 1993 г., истинным и "единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления".
Поэтому, во-первых, каждому гражданину как мельчайшей составляющей своего народа принадлежит определенная частица власти, которой он имеет возможность активно пользоваться в своих интересах; во-вторых, власть гражданина по своей сути первична перед властью государственного органа или органа местного самоуправления. Государственный орган в лице его должностных лиц, получив частицу власти от конкретного гражданина, одновременно возлагает на себя обязанность обеспечить сохранность его прав и законных интересов как первоисточника власти. Однако следует отметить, что нет еще такого государства, в котором правопорядок обеспечен институтами даже всенародно избранной власти на все сто процентов. Нарушения закона, прав и свобод человека и гражданина присутствовали и присутствуют везде и всегда. Это не миф, это реальность. Но с ней мириться не стоит. При всяком нарушении прав и свобод человека и гражданина со стороны органов власти, их должностных лиц верховенство закона и господство права должны быть обязательно и немедленно восстановлены, ибо попустительство порождает произвол. А вот каким образом осуществляется защита нарушенных прав, рассмотрим ниже.
Для того чтобы безболезненно, с наименьшими потерями времени, денег и сил решить вызванную нарушением прав и свобод человека и гражданина проблему, одолеть не желающего обеспечить сохранность ваших прав чиновника, необходимо располагать определенной информацией о том, каким образом построить последовательность своих действий, чтобы в возможно более короткие сроки и с наименьшими издержками вынудить должностное лицо действовать в рамках закона.
Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (далее - Закон об обжаловании) устанавливает, что "каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы" (ст.1).
Это наиболее действенный способ защиты прав граждан с точки зрения его юридической силы. Согласно ст.6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (см. также ст.8 Закона об обжаловании). При этом в случае противоречия какого-либо решения или акта органа исполнительной или представительной власти и судебного решения обязательному исполнению подлежит исключительно решение суда; будучи законным, оно является приоритетным перед любым актом. Это само собой разумеющееся положение важно знать, помнить и уметь им пользоваться, особенно на стадии принудительного исполнения решения суда.
Кроме того, в пользу судебного порядка обжалования действий и решений органов власти говорит тот факт, что в суд можно направлять жалобу на любое решение любого органа (кроме вышестоящей инстанции системы органов правосудия).
Однако обжалование действий и решений через суд наиболее невыгодный способ решения проблемы с точки зрения временных и финансовых затрат на его реализацию. Не секрет, что иногда дело в суде решается годами. К тому же судебный порядок решения спора требует предварительной уплаты госпошлины. Поэтому нерационально при малейшем нарушении со стороны должностных лиц ваших прав поспешно обращаться с исковым заявлением в суд (особенно если нет полной уверенности в противоправности деяния ответственного должностного лица). Дело может затянуться на весьма длительный срок и вызвать неоправданно большие издержки времени и денег. Для начала стоит попытаться защитить свои права путем реализации ст.4 Закона об обжаловании. В ней, в частности, говорится, что "гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему". То есть Закон предоставил гражданам право обжаловать неправомерные действия любого должностного лица его непосредственному начальнику. Причем независимо от того, какой это орган (государственный или негосударственный) и какой это подчиненный (назначенный кем-то или выбранный для замещения данной должности).
Рассчитывая на положительное решение по вашей жалобе в одной из инстанций, обжаловать действия нижестоящих должностных лиц вышестоящим можно до тех пор, пока процесс обжалования не дойдет до высшего органа или должностного лица данной структуры. Как правило, применение такого порядка обжалования неправомерных действий и решений органов власти является более выгодным. Он зачастую требует значительно меньших временных издержек, поскольку на рассмотрение жалобы каждой инстанцией отводится не более одного месяца.
В процессе обжалования следует строго соблюдать правило о том, что обжаловать в последующей инстанции необходимо действия и решения должностных лиц предыдущей инстанции. Надо также иметь в виду, что жаловаться на действия представителя органа власти (как, впрочем, и любого другого органа) необходимо его ближайшему начальнику, поскольку жалоба, изначально направленная высшему должностному лицу, будет после ознакомления все равно перенаправлена тому начальнику, в подчинении которого находится обжалуемый (это как раз и будет тот самый непосредственный ближайший начальник). Такое перенаправление потребует некоторого времени, что затянет весь процесс реализации права на защиту.
Поэтому в процессе обжалования действий и решений любых должностных лиц любого органа или организации сразу направляйте жалобы в соответствии с вышеуказанным порядком (т.е. непосредственному начальнику).
Направление жалобы на действия и решения должностных лиц любых органов государственной власти и местного самоуправления должно совершаться по определенным правилам. Во-первых, необходимо правильно составить жалобу.
А во-вторых, правильно изложить ее суть. Для этого в жалобе необходимо:
1) указать, в какой орган и какому должностному лицу направляется жалоба;
2) указать, от кого жалоба:
- для граждан: фамилию, имя, отчество обращающегося;
- для организаций: должность обращающегося, наименование организации, фамилию, имя, отчество обращающегося;
3) указать, что это жалоба (а не обращение или заявление);
4) указать суть жалобы:
- необходимо по возможности указать все известные вам данные о лице, чьи действия (бездействие) обжалуются (ф.и.о., должность, звание, место работы, номер служебного удостоверения, нагрудного знака и т.д.);
- указать все имеющие отношение к жалобе обстоятельства нарушения ваших прав;
- сделать ссылки на документальные данные или иные доказательства тех обстоятельств, на которые вы ссылаетесь;
- обязательно сделать ссылки на положения действующего законодательства, закрепляющего принадлежность вам прав, нарушенных органом власти;
- сделать ссылки на положения действующего законодательства, закрепляющего не выполненные должностным лицом обязанности;
5) приложить к жалобе копии имеющих отношение к делу документов (иногда могут потребоваться заверенные у нотариуса копии), о чем сделать в конце жалобы перечень прилагаемых документов;
6) поставить дату и подпись.
Для обеспечения возможности продолжения процесса обжалования необходимо сделать копию окончательного варианта жалобы на копировальном аппарате или просто переписать текст жалобы от руки. Документ, содержащий жалобу, следует передать в канцелярию или другое соответствующе уполномоченное подразделение (далее - канцелярия) органа, где находится непосредственный начальник лица, действия которого обжалуются. Причем при обращении в канцелярию необходимо передать оригинал жалобы с приложениями. А на копии жалобы потребовать проставить входящий номер документа, печать этого учреждения, дату, подпись должностного лица, принявшего документ. Копия жалобы должна хранится у вас как подтверждение факта вашего обращения с жалобой в определенный день. Со дня, следующего за днем обращения, начинает исчисляться месячный срок, отведенный для рассмотрения жалобы. По истечении указанного срока заявитель имеет право предъявить жалобу на бездействие органа власти в вышестоящую инстанцию или в суд.
Если неизвестно место нахождения канцелярии, либо личное обращение в канцелярию затруднительно, либо жалобу в канцелярии отказываются принимать, все вышеперечисленные документы (жалоба с приложениями) необходимо направить по почте заказным письмом с уведомлением и с описью содержимого. В этом случае полученное уведомление будет являться подтверждением факта вашего обращения с жалобой (копия которой также должна находиться у вас на хранении).
Итак, вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо, получив ваше обращение, обязаны рассмотреть вашу жалобу на действия и решения любого подчиненного работника или нижестоящего должностного лица этой организации или органа в месячный срок. После истечения этого срока соответствующее ответственное лицо обязано дать вам ответ на вашу жалобу. Во избежание излишних хлопот в жалобу стоит включить просьбу о направлении решения по почте.
Если полученное решение по жалобе вас не устраивает, то его необходимо обжаловать в вышестоящую инстанцию данной организации. Рассмотрение жалобы на не удовлетворяющее вас решение осуществляется в те же сроки (один месяц).
По общему правилу новое решение тоже может быть обжаловано. Обжаловать его необходимо в инстанцию, стоящую еще выше. Если такая инстанция отсутствует, то целесообразно обратиться в органы прокуратуры. На мой взгляд, в этот орган, предназначенный для защиты прав и законных интересов граждан, направлять обращение целесообразно уже после второго незаконного (или не устраивающего вас) решения по жалобе (напомню, что обращаться в прокуратуру можно в любой момент процесса обжалования).
Причем в данном случае действовать необходимо в двух направлениях: обратиться с жалобой на вынесенное решение в прокуратуру и одновременно в третью (если такая имеется) инстанцию той организации, должностное лицо которой является автором неправомерного или необоснованного решения по жалобе. Но делать это необходимо осторожно, исходя из сложившейся обстановки, взвесив все "за" и "против". Такая осторожность вызвана тем, что в случае окончательного выбора пути обжалования через прокуратуру дальнейшее развитие процесса обжалования будет происходить преимущественно в этом направлении, а после прохождения всех инстанций органов прокуратуры жалоба может быть направлена только в суд.
Итак, если в удовлетворении вашей жалобы отказано, если решение по жалобе вас не устраивает или ответ в течение месяца со дня ее подачи вовсе не получен, что должно быть документально подтверждено, необходимо обратиться с жалобой в прокуратуру или суд.
Особой инстанцией, точнее, целой структурой государственных органов, специально созданных для обеспечения законности и правопорядка и не входящих в структуру организации, допустившей нарушение прав и свобод человека и гражданина, является прокуратура. В прокуратуру можно и нужно обращаться на любом этапе борьбы с чиновничьим произволом.
В процессе обжалования действий и решений должностных лиц прокуратура занимает промежуточное положение между должностным лицом, которое вынесло обжалуемое решение, и судом. Дело в том, что решение прокурора (в том числе и генерального), с одной стороны, в силу требования закона (ст.6 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации") обязательно к исполнению лицами, нарушившими права гражданина; с другой - такое решение не является окончательным и может быть обжаловано в суд (ст.10). Решение же суда (точнее, суда второй инстанции - последней инстанции, доступной непосредственно заявителю), является окончательным и обжалованию не полежит. Оно подлежит только пересмотру и только в порядке надзора, возбуждение которого зависит не от заявителя жалобы, а от прокурора или председателя суда, к которым при наличии необходимости дальнейшего развития правозащитного процесса и следует обращаться. Конечно, решение суда последней инстанции можно обжаловать в международный суд, находящийся в Страсбурге, но это уже несколько иной орган, не входящий в систему органов власти Российской Федерации. Согласно ст.1 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" (с изменениями от 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г.), прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законодательства Российской Федерации. При этом работникам прокуратуры запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются прокуро ром в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством (ст.10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").
Поскольку заявителю в подавляющем большинстве случаев процесс рассмотрения его жалобы неинтересен (интерес представляет только результат рассмотрения - официальный ответ), приведу только лишь положения закона о сроках, которые должны выполняться прокуратурой после принятия жалобы.
Согласно п.10 приказа Генеральной прокуратуры РФ от 15 декабря 1998 г. N 90 "О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", обращения военнослужащих и членов их семей, поступающие в Генеральную прокуратуру РФ, прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, разрешаются в срок до 15 дней, а поступающие в районные и городские прокуратуры, военные прокуратуры армий, соединений, гарнизонов, иные специализированные прокуратуры, безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня их поступления.
Остальные обращения граждан и должностных лиц разрешаются в срок не позднее месяца со дня поступления в прокуратуру, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней, если иной срок не установлен федеральным законодательством или законодательством субъекта РФ.
Обращаясь с жалобой в прокуратуру, следует рассчитывать на то, что срок разрешения обращения может быть продлен прокурором либо его заместителем. При этом заявителю, а также органу или лицу, направившему обращение, должно быть сообщено о причинах задержки и характере принимаемых мер. Кроме того, в исключительных случаях после выяснения причин несвоевременного разрешения обращения и принятия мер к виновным, если это произошло ввиду небрежного отношения к выполнению поручения, срок разрешения может быть продлен повторно также с обязательным извещением заинтересованных лиц.
При необходимости срок разрешения обращений военнослужащих и членов их семей также может быть продлен в указанном выше порядке, но не более чем на 15 дней.
Ответ прокурора на заявление, жалобу или иное обращение гражданина должен быть мотивированным, со ссылкой на соответствующие принятому решению положения законодательства. Если из ответа следует признание наличия нарушения прав и свобод человека и гражданина со стороны должностного лица, то в официальном ответе должны содержаться сведения о принятых к правонарушителю мерах. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, то заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения (жалоба приносится вышестоящему прокурору), а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
Если жалоба не подлежит разрешению в органах прокуратуры, то она в пятидневный срок с момента поступления должна быть направлена по принадлежности с извещением заявителя либо в официальном ответе должен быть разъяснен порядок обращения в надлежащую инстанцию. Это закрепленное в п.4 приказа Генеральной прокуратуры РФ от 15 декабря 1998 г. N 90 правило позволяет в случае наличия сомнений относительно правильности выбора органа, в который следует направлять жалобу, найти выход из сложившейся ситуации - направить жалобу в прокуратуру. Работники прокуратуры, в свою очередь, определят надлежащий орган для обращения и в пятидневный срок направят в этот орган принятую к рассмотрению жалобу либо сообщат об этом органе заявителю и разъяснят порядок обращения в него.
В случае если разрешение заявленного обращения не входит в компетенцию данной прокуратуры, то оно подлежит пересылке соответствующему прокурору с уведомлением об этом заявителя.
В ст.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" закреплено, что прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами. Они также могут участвовать в судебном разбирательстве по приглашению граждан. Поэтому при наличии явных грубых нарушений закона, предвзятого отношения к вам со стороны судьи при рассмотрении вашей жалобы в судебном заседании следует потребовать прекратить рассмотрение дела по существу в связи с необходимостью вызова прокурора. Об этом следует заявить судье ходатайство (лучше в письменном виде). Далее путем последующего обращения с заявлением к прокурору за защитой своих прав и законных интересов потребовать его присутствия на судебном заседании. Присутствие представителя прокуратуры может существенно повлиять на поведение судьи и заставить его действовать строго в соответствии с законом.
Законодательством предусматривается возможность принятия прокурором в установленном законом порядке мер по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. Информация о таких нарушениях может содержаться и в вашем обращении. Так что смело заявляйте лицу, нарушающему ваши права, что вы обязательно обратитесь в прокуратуру с требованием принятия мер ответственности, если данное лицо не предпримет действий, направленных на восстановление нарушенных прав.
Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда, а равно другое решение нижестоящего прокурора в соответствии с общим правилом может быть обжаловано вышестоящему прокурору. При этом решение, принятое любым (даже генеральным) прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.
Согласно ст.2 Закона об обжаловании, "к действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности".
Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой одно из вышеперечисленных последствий. Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно.
К официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действий (принятия решений).
При этом суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме:
действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ;
действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.
Жалоба в суд (впрочем, как и в другую инстанцию) может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива. "Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, государственного служащего" (ст.4 Закона об обжаловании).
Если заявитель жалобы является военнослужащим, то он вправе в предусмотренном порядке обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие его права и свободы.
При этом суд, приняв жалобу к рассмотрению, по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).
Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки: три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав; один месяц со дня получ ения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.
Случается так, что в силу различных причин установленный законом срок подачи жалобы не выполняется. Однако не всегда это приводит к потере права обращения в суд. При условии наличия уважительной причины пропущенный срок подачи жалобы может быть восстановлен судом. При этом уважительной причиной, согласно ст.5 Закона об обжаловании, считаются "любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях".
Весьма интересным представляется положение ст.6 Закона об обжаловании о том, что на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений), гражданин же освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений); но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод. Из этого положения следует, что обжаловать незаконное действие или решение есть смысл только тогда, когда присутствует основанная на законе полная уверенность в противоправности деяния, повлекшего нарушение имущественных или личных неимущественных прав и свобод гражданина. При этом уверенность должна быть основана не на субъективных, а на объективных данных (желательно на письменных доказательствах), свидетельствующих о неправомерности обжалуемых действий. В противном случае решение органа власти может быть признано не противоречащим законодательству. Жалоба, соответственно, останется без удовлетворения, а возмещение причиненного вреда станет невозможным.
В такой ситуации восстановление прав и свобод человека и гражданина может быть осуществлено только путем оспаривания в суде конституционности нарушающего права и свободы человека и гражданина закона (аналогично - законности подзаконного акта (указа Президента РФ, постановления Правительства РФ) или соответствия законодательству ведомственного, локального или иного правового акта).
При установлении обоснованности жалобы суд обязан признать обжалуемое действие (решение) незаконным, возложить обязанность на соответствующий субъект, удовлетворить требование гражданина и отменить примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстановить его нарушенные права и свободы. Кроме того, установив обоснованность жалобы, суд определяет ответственность государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, общественного объединения или должностного лица, государственного служащего за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина. В отношении государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), признанные незаконными, суд определяет предусмотренную Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации", другими федеральными законами меру ответственности государственного служащего, вплоть до представления об увольнении. При этом ответственность может быть возложена как на тех, чьи действия (решения) признаны незаконными, так и на тех, кем представлена информация, ставшая основанием для незаконных действий (решений) (ст.7 Закона об обжаловании).
Убытки, моральный вред, нанесенные гражданину признанными незаконными действиями (решениями), а также представлением искаженной информации, возмещаются в установленном Гражданским кодексом РФ порядке (в соответствии со ст.15 и 151). При этом по общему правилу "вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению лицом, причинившим вред" (ст.1064 ГК РФ).
Так, в полном объеме подлежит возмещению вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. В таких случаях вред возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, - за счет казны субъекта Федерации или казны муниципального образования в порядке, установленном законом.
Вынесенное решение суда об удовлетворении жалобы направляется соответствующему органу, объединению или должностному лицу, государственному служащему, а также гражданину не позднее 10 дней после его вступления в законную силу.
В дальнейшем об исполнении конечным адресатом решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда. Если решение суда по каким-либо причинам не исполняется, то суд обязан принять меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, к его принудительному исполнению (ст.8 Закона об обжаловании). В случае невыполнения судом этого предписания (а такое тоже может быть) есть все основания к принятию мер по обжалованию в соответствующей инстанции бездействия органов правосудия. Это должно заставить суд обеспечить выполнение своего решения, защитить ваши интересы, а также восстановить законность и правопорядок.
Теперь немного о финансовой стороне процесса обжалования действий и решений органов власти. Весь досудебный порядок обжалования не требует никаких финансовых издержек (не считая, конечно, затрат на чернила и бумагу). По общему правилу подача жалобы в суд оплачивается государственной пошлиной в установленном размере. Однако на вполне законных основаниях суд может освободить гражданина от уплаты пошлины или уменьшить ее размер. В частности, согласно ст.80 Гражданского процессуальноого кодекса РСФСР, от уплаты судебных расходов освобождаются:
истцы - рабочие и служащие - по искам о взыскании заработной платы и по другим требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений;
стороны - по спорам, связанным с возмещением ущерба, причиненного гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу либо незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Кроме того, суд или судья, исходя из имущественного положения гражданина, вправе освободить его от уплаты судебных расходов в доход государства.
Итак, обращение с жалобой, подаваемой в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ, требует предварительной уплаты государственной пошлины. Она рассчитывается в соответствии с Законом РФ "О государственной пошлине". Согласно ст.4 этого закона:
1) по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина взимается в следующих размерах:
- с жалоб на решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, иных организаций, должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан, - 15% минимального размера оплаты труда;
- с заявлений, с жалоб по делам особого производства - 10% минимального размера оплаты труда;
- с кассационных жалоб на решения суда - 50% размера государственной пошлины, взимаемой при подаче исковых заявлений (жалоб) неимущественного характера, а по спорам имущественного характера - от размера государственной пошлины, исчисленной из суммы, оспариваемой стороной или другим лицом, участвующим в деле;
2) по делам, рассматриваемым Конституционным Судом РФ, государственная пошлина с жалобы гражданина взимается в однократном размере минимального размера оплаты труда.
По своей сути госпошлина является мерой предупреждения подачи в суд необоснованного иска, жалобы. Исходя из этого принципиального положения, Гражданским процессуальным кодексом установлено правило о том, что в случае вынесения решения об отказе в удовлетворении жалобы все затраты, связанные с судебным разбирательством (госпошлина, оплата различных следственных действий; суммы, подлежащие выплате свидетелям и экспертам, расходы, связанные с исполнением решения суда и др.), истцу не возмещаются (ст.901 ГПК).
Судебные издержки возлагаются на государственный орган, орган местного самоуправления, учреждение, предприятие или объединение, общественное объединение или должностное лицо, государственного служащего, если в суде будет доказано, что их действия, решения носили противоправный характер.
А также в случае признания судом их действий (решений) законными, если поданная гражданином вышестоящему в порядке подчиненности органу, объединению, должностному лицу жалоба была оставлена без ответа либо ответ дан с нарушением срока, установленного законодательством (ст.9 Закона об обжаловании).
***
Найдется читатель, который, прочитав эту статью, недоверчиво скажет: "С теоретической точки зрения все должно быть именно так. Но это же теория! Практика ничего общего с ней не имеет!" И, к сожалению, отчасти будет прав. Да, нет у нас пока еще целостной, надежной, действенной системы реальной защиты прав и свобод человека и гражданина, полностью обеспечивающей законность и правопорядок. Не создан на сегодняшний день тот орган, который мог бы реально защитить права и свободы человека и гражданина на все сто процентов.
Довольно часто мы наблюдаем за бездействием высоких чинов органов исполнительной власти, особенно там, где должны быть неотложные активные действия с их стороны. Нередки случаи волокиты, бюрократизма. Не является секретом процветание коррупции во власти.
К сожалению, не могу отметить отсутствие нареканий в адрес прокуратуры, поскольку не наблюдается явное присутствие ощутимых результатов ее работы в области обеспечения законности и правопорядка. Практика располагает случаями, когда по вине прокуратуры невиновные оказывались за решеткой, а виновные безнаказанно продолжали вершить свои черные дела. Не всегда прокурорские работники внимательно изучают обращения граждан и принимают по ним необходимые меры. Бывают случаи, когда обращение гражданина остается вообще без ответа.
Есть пробелы и в деятельности органов правосудия.
Отдельные судьи недостаточно ответственно подходят к подготовке процессов, поверхностно изучают дела, вносимые на судебное рассмотрение. Иногда нарушаются установленные законом сроки рассмотрения дел и материалов. Порой судьи неудовлетворительно руководят судебным заседанием, ведут себя предвзято по отношению к одному из участников судебного разбирательства, не обеспечивают всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела. Все чаще встречаются факты вынесения судами недостаточно мотивированных приговоров, решений, определений и постановлений. Зачастую в них не приводится юридическая аргументация принятого решения.
Конечно, все это так. Но есть и другая сторона медали.
Рядом со всеми названными выше нарушениями закона стоят тысячи, а может быть, и миллионы справедливо и в соответствии с законодательством решенных жалоб и обращений граждан. Их доля в общей массе весьма внушительна. И только поэтому не стоит сбрасывать со счетов все заслуги органов власти перед обществом.
В Российской Федерации уже давно действует институт представительной власти. Сравнительно недавно народные представители определили преследуемые цели деятельности органов прокуратуры и судов:
всемерное укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений (см. ст.3 Закона РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР", с изменениями от 2 января 2000 г.);
прокуратура Российской Федерации осуществляет свою деятельность в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства (ст.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").
И задача каждого гражданина - сделать все возможное для того, чтобы, как минимум, не препятствовать обеспечению достижения названными органами целей своей деятельности. А в лучшем случае - оказывать им всемерное содействие и помощь.
Вполне логичным продолжением сказанного будет заданный все тем же дотошным читателем новый вопрос: "Каким же образом мы сможем оказать помощь органам власти, тем более прокуратуре и суду?" Все очень просто. Во-первых, не совершайте противоправных поступков, поступков, противоречащих нормам морали и нравственности.
Во-вторых, ни в коем случае не давайте взяток. Если же чиновник требует ее уплаты и видно, что без нее вам вопрос не решить, немедля обращайтесь в органы внутренних дел с требованием принятия всех необходимых мер.
Пусть этот способ разрешения конфликта будет вам крайне невыгоден, но поступать в такой ситуации по-другому нельзя. Уверен, что при таком развитии событий вы надолго отобьете желание требовать дачи взятки не только у вновь назначенного должностного лица, но и у его коллег по работе. Это приумножит вашу заслугу. Следует иметь в виду, что в дальнейшем вполне возможно возникновение необходимости повторного обращения в тот же орган. Но на этот раз вам (да и многим другим гражданам) не придется обращаться к чиновнику, который во всем ищет свою выгоду. Там уже будет другой человек, вполне возможно более достойный занимать такую должность.
В-третьих, не следует поощрять произвол и безнаказанность. Смело жалуйтесь во все инстанции, если уверены в своей правоте. Набравшись сил и терпения, доводите дело до победного конца. Поверьте, в конце пути чувство восстановленной справедливости не только покроет все ваши издержки, но и вселит надежу на благополучный исход дела у других граждан, попавших в такую же ситуацию.
Помните: обжалуемый из-за вашей жалобы понесет не меньшие потери, чем вы. А может быть, даже и превышающие их в несколько раз. К тому же это будет его постоянной головной болью, главной проблемой. Создайте ее во имя повышения уровня законности и справедливости, ибо, как было уже отмечено, безнаказанность стимулирует произвол. А нужен ли он нам?!
"Гражданин и право", N 4, апрель 2001 г.
|