iNsk.ru - Юридический портал Новосибирска
http://insk.ru/article_view.php?news_id=24

Когда речь идет о знаках и логотипах (для удобства в дальнейшем будем использовать единое понятие "знак"), то помимо собственно эстетических и функциональных качеств того либо иного знака определенный интерес вызывает вопрос об его охране, о тех правах, которыми закон наделяет создателя знака, о соотношении его прав с интересами заказчика и тех лиц, которые в последующем будут осуществлять коммерческое его использование. Особенностью знаков является то, что они находятся в сфере действия нескольких правовых институтов; соответственно разнятся подходы в их правовой охране.

Являясь оригинальным произведением графики или дизайна, знак автоматически попадает в сферу действия авторского права. В соответствии с Законом Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных правах" авторское право распространяется на произведения, являющиеся результатом творческой деятельности и существующие в какой-либо объективной форме. Авторское право возникает автоматически, в силу факта создания произведения и не требует ни регистрации, ни соблюдения каких-либо иных формальностей. Особенностью является то, что авторское право охраняет не идею (независимо от того, насколько эта идея оригинальна), а охраняет оригинальную форму, в которой та либо иная идея была воплощена.

По своей сути авторское право представляет собой комплекс прав личного и имущественного характера. К первой категории относятся право признаваться автором произведения (право авторства), право обозначать свое имя под произведением и выбирать способ такого обозначения (право на имя), право препятствовать любому искажению произведения (право на защиту репутации автора), а также решать вопрос об опубликовании произведения. К категории имущественных прав относятся исключительное право использовать произведения в любой форме и любым способом, а также право получать вознаграждение за каждый способ использования произведения.

Если личные права во всех случаях принадлежат автору, т.е. действительному создателю произведения, то принадлежность имущественных прав на произведение зависит от ряда обстоятельств. По общему правилу имущественные права также признаются за автором произведения. Однако, если произведение создавалось в порядке выполнения служебных обязанностей, т.е. создание знака входило в круг трудовых обязанностей автора и между создателем произведения и его работодателем не был заключен договор, предусматривающий иное, то в соответствии со ст. 13 закона "Об авторском праве и смежных правах" имущественные права в отношении такого "служебного" произведения принадлежат работодателю. Это означает не только то, что наниматель волен по своему усмотрению использовать такое произведение не спрашивая автора, но также то, что автор лишается возможности получать авторское вознаграждение. Вывод, который напрашивается из всего вышесказанного: нанимаясь в Беларуси на работу художник или дизайнер должны оговорить не только привычные условия трудового договора -- должность, размер заработной платы и т.п., но и оговорить специальные условия в отношении тех произведений, которые будут ими созданы в рамках трудовых отношений; в противном случае они окажется "свободным" от своих имущественных прав в отношении этих произведений.

Кроме того, имущественные права в отношении охраняемого авторским правом произведения могут быть предметом сделок: действующее белорусское законодательство допускает как передачу прав по договору на определенный срок, так и их уступку (продажу); возможно также заключение договора на создание произведения с одновременной передачей прав на использование создаваемого произведения заказчику. Создатель знака может самостоятельно выбрать тот вариант взаимоотношений с заказчиком, который покажется ему более выгодным. Тем не менее, рискну дать несколько советов относительно распоряжения имущественными авторскими правами. Срок действия авторского права значителен -- в настоящее время он составляет жизнь автора и 50 лет после его смерти, когда правами умершего автора пользуются его наследники. Заключение же договора на уступку (продажу) авторских прав, какими привлекательными бы ни казались его финансовые условия, влечет за собой отчуждение, то есть безвозвратную передачу указанных в договоре прав; уступленные права ни автору, ни его наследникам уже не вернуться. На мой взгляд, более разумным является передача права на определенный срок, которая оформляется авторским договором. В отношении авторского договора закон "Об авторском праве и смежных правах" предусматривает ряд существенных условий, которые должны быть под страхом недействительности договора согласованы сторонами: способы использования произведения, срок и территорию, на которые предоставляется право использовать произведение, размер вознаграждения или способ его определения. Кроме того, должен быть определен характер передаваемых прав -- исключительный или неисключительный.

Применительно к авторскому вознаграждению закон содержит императивную норму -- размер авторского вознаграждения не может быть ниже минимальных ставок, утверждаемых Советом Министров Республики Беларусь (в настоящее время действует четыре постановления Правительства, устанавливающих минимальные ставки авторского вознаграждения за разные способы использования различных видов произведений литературы и искусства), и даже если стороны договорились о меньшем размере вознаграждения автор может в любой момент оспорить данное условие авторского договора как не соответствующее требованиям законодательства. Закон "Об авторском праве и смежных правах" также предусматривает ряд норм, призванных обеспечить интересы автора в рамках авторского договора -- если стороны не определили территорию использования произведения, то таковой является территория Беларуси; если стороны не определили срок действия авторского договора, то он может быть расторгнут автором в одностороннем порядке по истечении пяти лет.

Заключение же договора на создание произведения и передачу прав на будущее произведение таит в себе определенные "подводные камни". Дело в том, что законодательство не ограничивает размер ответственности автора в рамках данного договора и поэтому в случае, когда автор не выполняет свои обязательства в силу постигшей его творческой неудачи он обязан возместить заказчику убытки в полном объеме, включая упущенную выгоду. Отсюда вытекает необходимость ограничивать объем ответственности автора в самом договоре, сводя ее, например, к обязанности вернуть полученный аванс и т.п.

Помимо того, что знаки и логотипы в большинстве случаев изначально охраняются авторским правом в качестве произведений искусства, куда более распространенной (точнее сказать, традиционной) является их охрана в качестве товарных знаков. Ведь именно для целей последующего использования в качестве товарного знака заказывается разработка большинства знаков и логотипов. Действующее законодательство определяет товарный знак как обозначение, способствующее отличению товаров одного производителя от однородных товаров других производителей. Для того, чтобы быть признанным в качестве товарного знака, знак или логотип должны соответствовать ряду требований, предусмотренных в Законе Республики Беларусь "О товарных знаках и знаках обслуживания". Как мы уже говорили, то или иное обозначение может быть признано товарным знаком лишь в том случае, если оно позволяет потребителю без особого труда узнать нужную ему продукцию и не спутать ее с аналогичной продукцией других производителей. Поэтому необходимым условием правовой охраны знака является его новизна. С точки зрения действующего законодательства новыми будут считаться лишь такие знаки, которые не являются тождественными или сходными до степени смешения с товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Беларуси на имя другого лица в отношении однородных товаров; с товарными знаками, охраняемыми в республике на основании международных договоров и т.п.

Основанием для правовой охраны изображения в качестве товарного знака является его регистрация в Государственном патентном комитете Республики Беларусь (Белгоспатент). Правила составления и подачи заявки на регистрацию товарного знака утверждены Белгоспатентом и содержат разъяснения по практическому применению норм закона "О товарных знаках и знаках обслуживания".

Наиболее интересным представляется вопрос о том, каким образом соотносится охрана знака в качестве объекта авторского права и в качестве товарного знака, тем более, что этот вопрос законодательно не урегулирован. В большинстве законов в области права промышленной собственности -- идет ли речь об изобретениях, промышленных образцах, селекционных достижениях и т.п. -- фигурируют два субъекта -- автор, являющийся непосредственным создателем того либо иного объекта, и патентообладатель, получающий право использования объекта; автор и патентообладатель могут совпадать в одном лице, они могут быть разными лицами. Особенностью же закона "О товарных знаках и знаках обслуживания" является то, что в нем автор знака не упоминается вовсе, а обладателем свидетельства на товарный знак становится физическое или юридическое лицо, подавшее заявку на регистрацию. Собственно говоря, в законе "О товарных знаках и знаках обслуживания" в ст. 4 есть упоминание о том, что "+не регистрируются в качестве товарных знаков названия известных в Республике Беларусь произведений науки, литературы и искусства или цитаты из них, произведения искусства или их фрагменты без согласия обладателя авторского права+". Однако, сложившаяся практика регистрации товарных знаков позволяет говорить о том, что у заявителя, как правило, не спрашивают, кто является автором изображения, заявляемого на регистрацию в качестве товарного знака.

Каким же образом должно быть выражено согласие обладателя авторского права? Очевидно, в форме договора, разрешающего использовать то или иное произведение изобразительного искусства или дизайна в качестве товарного знака.

Сразу же возникает и другой вопрос: как будут соотноситься исключительные права автора произведения изобразительного искусства и исключительные права обладателя свидетельства на товарный знак; иными словами, означает ли регистрация в качестве товарного знака прекращение охраны в качестве объекта авторского права? Именно такие толкования в наибольшей степени устраивают организации, регистрирующие на себя товарные знаки. В то же время, анализ законодательства об авторском праве и товарных знаках дает основания только для утверждений о том, что обладатель товарного знака приобретает исключительное право на его использование, однако использование в соответствии с его назначением -- для отличения своих товаров от аналогичных. Все остальные формы и способы использования находятся в сфере действия авторского права и, если автор знака не оговорил иное в договоре с лицом, зарегистрировавшим на себя товарный знак, право разрешать или запрещать подобное использование принадлежит автору.

Кроме того, существенным представляется вопрос о праве автора произведения, зарегистрированного в качестве товарного знака, получать авторское вознаграждение за его использование именно в качестве товарного знака. Как мы уже говорили, за автором произведения искусства признается право на получение авторского вознаграждения за каждый способ его использования, при этом данное право не прекращается даже в том случае, если в отношении этого произведения, ставшего товарным знаком, исключительные права принадлежат другому лицу.


Автор не указан
Статья добавлена: 10.10.2007 в 15:56