iNsk.ru - Юридический портал Новосибирска
http://insk.ru/news_view.php?news_id=640

В Госдуму внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), позволяющие ГИБДД штрафовать водителей на 5 тыс. руб. за выезд на встречную полосу, если это нарушение зафиксировала камера в автоматическом режиме. Пока камеры контролируют лишь скоростной режим.

Как сообщили в комитете Мособлдумы по законности, в Госдуму направлен проект поправок в статью 12.15 КоАПа. Его авторы, депутаты Мособлдумы и представители ГИБДД, предлагают штрафовать водителей на 5 тыс. руб. за выезд на встречную полосу с целью обгона, если это нарушение зафиксировано камерой в автоматическом режиме.

Сегодня водителя могут оштрафовать по данным с камеры только за превышение скорости (нарушителю приходит по почте квитанции о штрафе и фото автомобиля с данными о его скорости), наказать за выезд на встречную полосу невозможно из-за особенностей КоАПа. В 2007 году по инициативе ГИБДД были установлены разные санкции на это нарушение: при выезде на встречку для поворота налево или разворота полагается штраф до 1,5 тыс. руб. (ст. 12.15.3 кодекса), для обгона — лишение водительского удостоверения (ст. 12.15.4). Однако комплексы видеофиксации не могут в автоматическом режиме выносить решение о лишении прав, так как это прерогатива суда. Законопроект же вводит альтернативное наказание за выезд на встречную полосу с целью обгона — штраф.

Отметим, что документ вносится в Госдуму уже не первый раз. 24 сентября его первая редакция рассматривалась на думском комитете по госстроительству. Документ поддержал замначальника ГИБДД РФ Владимир Кузин, однако депутаты попросили отредактировать законопроект. "Любые меры, которые могут уменьшить количество ДТП, должны приветствоваться,— заявил глава комитета, единоросс Владимир Плигин.— Но нормы должны быть технически выверены". Депутатов, в частности, не устроило, что в рамках одного законопроекта, помимо наказания за выезд на встречку, авторы хотят увеличить штрафы за езду с нечитаемыми номерами и без техосмотра. В Мособлдуме сообщили, что указанные нормы исключены из текста и поправленный документ уже направлен в Госдуму.

Пока неясно, каким образом камера будет в автоматическом режиме отличать выезд на встречную полосу с целью обгона от выезда с целью поворота налево. В ГИБДД Мособласти заверили, что система будет делать несколько снимков и анализировать их. Владимир Кузин пояснил, что если машина на снимке снята боком, значит, это разворот или поворот. Кроме того, если камера зафиксировала выезд на встречную полосу с целью обгона, то водитель, будучи оштрафованным в автоматическом режиме, фактически несет меньшую ответственность, чем если бы его остановил инспектор — в этом случае он гарантированно лишается прав через суд. Судя по интернет-форумам, многие водители уже пользуются этой "дыркой" в кодексе: они ездят с превышением скорости под камерами, отделываясь только штрафом, хотя за нарушение скоростного режима более чем на 60 км/ч предусмотрено лишение прав.

"Фактическое смягчение ответственности за обгон по встречке — одно из самых тяжких нарушений ПДД — выглядит не очень логичным на фоне борьбы за снижение смертности на дорогах,— считает председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.— Кроме того, бывают ситуации, когда водитель вынужден выезжать на встречную полосу, например, для объезда препятствия. Сможет ли камера распознать такие ситуации?" Господин Похмелкин считает, что следует вообще отказаться от внесения каких-либо поправок в КоАП на ближайшие несколько лет. "ПДД и все документы, связанные с ними, должны быть максимально стабильными, чтобы водители к ним привыкли,— отметил правозащитник.— Если их менять каждые полгода, то это будет всех нервировать".

Фракция ЛДПР вчера внесла в Госдуму поправки в ст. 12.15.3 КоАП. Как рассказал один из соавторов законопроекта, депутат Сергей Иванов, предлагается уточнить условия, при которых сотрудники ГИБДД имеют право штрафовать водителей за выезд на встречную полосу. Если маневр совершается для объезда препятствия, то привлекать водителя к ответственности можно только в том случае, если была возможность объехать помеху справа, например по обочине. "Если такой возможности нет, то водителю не остается ничего, кроме как выехать на встречку,— пояснил "Ъ" господин Иванов.— Штрафовать за это несправедливо". Он добавил, что известны случаи, когда сотрудники ГИБДД специально создавали помехи для движения на дороге (например, ставили неисправный трактор), чтобы штрафовать водителей.
 



Источник: КоммерсантЪ
02.10.2009 в 11:20