1 марта 2010 года заканчивается бесплатная приватизация квартир, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Приватизацию не стоит путать с «дачной амнистией», которая действует до 2015 года. Бесплатная приватизация заканчивается 1 марта 2010 и распространяется только на квартиры, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. Срок окончания подразумевает, что до 1 марта 2010 нужно подать заявление о приватизации, запустив этот довольно сложный и длительный (в среднем – 4 месяца) процесс. Какие «подводные камни» есть у бесплатной приватизации, что нужно иметь в виду и на какие сроки рассчитывать?
Ажиотаж не нужен!
Вся правда о конце приватизации
На наши вопросы отвечает Яков Николаевич Хохлов, начальник отдела регистрации прав на жилые помещения и ипотеки Управления Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области.
Какие документы подтверждают право собственности на уже приватизированную квартиру?
- Это договор приватизации, который заверен нотариусом и БТИ, правоустанавливающий документ, которому не требуются никакие «завершительные» документы вроде свидетельства о праве собственности. К сожалению, наши сограждане охотно ведутся на слухи о «незаконченной» приватизации – якобы, без свидетельства договор не действителен. Нет, это не так. Значительная часть обращений по поводу приватизации как раз и составляют желающие получить свидетельство – которое им не нужно, если договор о приватизации давно заключен и оформлен соответствующим образом. Большинство квартир в Новосибирске приватизировали давно, еще в 1992-993 годах, например, сейчас в нашем городе приватизировано 75% от всех имеющихся квартир. До 1999 года свидетельство о приватизации не выдавалось, граждане получали на руки основной документ – договор о приватизации, который, как уже было выше сказано, и является основным правоустанавливающим документом. Сейчас на руки выдается и договор, и свидетельство, однако это не означает, что без свидетельства договор недействителен.
Какие квартиры не подлежат приватизации?
- Не подлежит приватизации ветхое и аварийное жилье, жилье, находящееся в закрытых военных городках, памятниках федерального значения (в Новосибирске такой объект только один, это знаменитый стоквартирный дом Красный проспект, 16). Приватизация комнат в общежитиях возможна через обращение в суд, это уже отработанный механизм, реализация которого, тем не менее, требует достаточно долгого времени.
Какие документы необходимо предоставить в УФРС, чтобы приватизировать квартиру?
- Пакет необходимых документов включает в себя:
Договор приватизации
Техническая документация (кадастровый паспорт на квартиру, выдает БТИ)
Справка о том, что вы ранее не реализовывали свое право приватизации
Ордер или договор социального найма квартиры
Квитанция об оплате госпошлины.
Перечень документов можно посмотреть здесь
С 1 октября госпошлина в соответствии с изменениями в налоговом законодательстве взимается пропорционально доле регистрируемого. Госпошлина за регистрацию права собственности составляет 500 рублей, соответственно, если квартиру приватизируют два человека, то каждый из них оплачивает по 250 рублей и т.д.
Немаловажный нюанс: если вы долгое время проживали в другом регионе, вам понадобится справка о том, что вы не участвовали в приватизации. В соответствии с законодательством, гражданин РФ может реализовать свое право на приватизацию один раз (точнее, один раз – будучи несовершеннолетним и один раз – послед достижения совершеннолетия). Поскольку единой всероссийской базы данных по приватизации не существует, вам понадобится подтверждение факта неучастия в приватизации.
Какие типичные ошибки могут быть в документах, предоставленных для регистрации приватизации?
- Проблемы, возникающие при регистрации права собственности, носят, как правило, технический характер: это ошибки в написании ФИО заявителя, неправильное указание адреса, ошибки в написании улиц (название улицы в документах не соответствует адресному релизу, например, в Новосибирске нет «улицы Высоцкого», «улицы В. Высоцкого», а есть «улица Владимира Высоцкого»). Чтобы избежать технических ошибок, внимательно читайте текст заявления, проверяйте, все ли указанные данные соответствуют действительности, все ли верно упомянуто.
Кому можно доверить сбор и оформление документов, если нет времени и возможности заниматься этим самому?
- Не слушайте людей, которые не являются специалистами в вопросах приватизации и уж тем более – если вы сами не можете заниматься сбором документов, то не доверяйте это непрофессионалам! Обращение к юристу или соответствующему специалисту агентства недвижимости, конечно, стоит денег – зато гарантирует, что вашими делами будет заниматься профессионал, который в курсе множества нюансов делопроизводства. Каждое дело – индивидуально, каждая квартира (независимо от того, по типовому проекту построен дом, или нет) – это отдельный случай, отдельное сочетание факторов.
Сколько времени займет оформление документов?
- Первым делом вы подаете заявление, затем собираете документы, предъявляете их в УФРС для собственно регистрации. Оформление документов в юстиции – финальный, окончательный этап регистрации – занимает месяц, около трех месяцев вам придется потратить на сбор необходимых документов. Однако если вы намерены воспользоваться правом на бесплатную приватизацию, напомним, главное – успеть подать заявление до 1 марта 2010 года. Даже если вы подали заявление в феврале, это значит, что ваше дело все еще попадает под действие бесплатной приватизации, даже если документы на регистрацию в таком случае вы получите уже в июне 2010 года. Схема проста: сначала вы подаете заявление, затем – начинаете сбор документов. Главное – чтобы заявление было подано до 1 марта 2010 года.
Ссылка для сайта:
Ссылка для форума (BBCode):