В Финансовой газете =2 (682) 01 2005 опубликована статья Е. Контонистова "Обособленные подразделения гражданское и налоговое законодательство", в которой поднят вопрос о моменте исчисления срока создания обособленного подразделения и дана попытка определения такового.
Материал указанной статьи достаточно информативен, однако не раскрывает в полной мере ответ на поставленный вопрос.
С этой целью необходимо заметить следующее:
Правовыми источниками введены следующие понятия:
Обособленное подразделение с точки зрения налогового законодательства п.2 ст. 11 НК РФ является территориально обособленное подразделение организации по месту нахождения, которого оборудованы стационарные рабочие места.
Дано с целью определения места образования налогооблагаемой базы.
Под Рабочим местом ст. 1 ФЗ +Об основах охраны труда= =181 от 17.07.99г. понимается - любое место, где трудящийся должен находиться или куда он должен направляться для выполнения своей работы и которое находится под контролем работодателя.
Дано с целью определения правовых отношений вытекающих из осуществления деятельности по найму.
ГК РФ (ст. 55) определяет: обособленное подразделение существует как филиал или представительство и для его создания необходимо утверждение соответствующего положения и отражения в учредительных документах.
Дано с целью определения статуса обособленного подразделения.
Для проведения анализа на предмет определения обособленности подразделения, а как вывод выявление момента возникновения такового с необходимостью следует выделить ряд признаков понятия +Обособленное подразделение=.
Основными критериями, определяющими обособленность подразделения, с точки зрения делового оборота может являться:
- степень экономической агрегированности такового;
- способность и/или необходимость действовать по обстоятельствам;
- степень необходимости/возможности осуществления контроля и управления подразделением;
- необходимость обеспечения непрерывности бизнес процессов;
- наличие источников прибыли характеризуемых привязкой к месту нахождения подразделения;
- позиционирование деловой активности фирмы в регионе нахождения подразделения.
Необходимо отметить, что совокупность всех критериев при должной напряженности каждого из них, порождает способность подразделения функционировать с определенной степенью самостоятельности от головной организации. Сопровождается возможностью образовывать законченный цикл деятельности, т.е. производить и реализовывать продукт (в т.ч. услуги) на месте своего нахождения.
Наличие критической массы, при совокупности указанных критериев может заставить адекватного руководителя фирмы образовать подразделение как обособленное, с соблюдением формального признака согласно ГК РФ.
При этом, не представляется возможным вместить в законодательные рамки ни адекватность руководителя фирмы, ни наличие критической массы.
Справочно: наличие отдельного баланса не является критерием для определения обособленности подразделения юридического лица, т.к. может быть установлено внутренним регламентом организации для подготовки сводной отчетности.
Исходя из приведенных определений НК РФ признаки обособленности, охватывают в должной мере понятие обособленного подразделения и не вступают в противоречие с ГК РФ в части определения субъекта налогообложения.
Так, НК РФ вводит понятие: территориально обособленное подразделение организации по месту нахождения, которого оборудованы стационарные рабочие места.
Где определены следующие признаки:
- иное территориальное расположение - т.е. нахождение субъекта в юрисдикции иной от юридического лица ИМНС;
- обособленное подразделение - т.е. формально выделенное подразделение юридического лица (согласно ст. 55 ГК РФ);
- оборудованные стационарные рабочие места SQRT обеспечивающие законченный цикл деятельности образующей налогооблагаемую базу и территориальной привязки обособленного подразделения.
Приведем последовательность действия правовых норм по событиям и во времени:
1. Согласно ГК РФ моментом возникновения обособленного подразделения является факт обособления такового путем утверждения соответствующего положения и отражения в учредительных документах SQRT таким образом, закрепляется факт волевого действия учредителей и/или руководителя фирмы (тот самый +момент истины= SQRT адекватность умноженная на критическую массу обстоятельств).
2. Затем вступают в силу положения п. 1 ст. 126. НК РФ об обязанности налогоплательщика сообщить, об указанных изменениях в учредительных документах в 10 - дневный срок.
3. Именно в этот момент и должны вступать нормы НК пп.1,4 ст. 83 обязывающие к постановке на учет обособленного подразделения в налоговом органе по месту нахождения в течении месяца.
Определен и порядок постановки на учет как заявительный.
Совершенно правомочно введение санкций при нарушении указанной нормы. Так как сокрытие таковых изменений может быть и намеренным, а значит - виновным.
Таким образом, можно проследить правовую логическую связку норм ГК и НК РФ.
Фактическое же создание рабочих мест с определенностью не следует как образование обособленного подразделения.
Для трактовки налоговых норм применение определения термина +Рабочего места= данного ст. 1 ФЗ +Об основах охраны труда= =181 от 17.07.99г. в отрыве от контекста ФЗ вовсе не допустимо, т.к. выражает иные правоотношения.
Возникающие споры между организациями и налоговыми органами не является откровением, как и не является откровением зачастую низкий профессиональный уровень специалистов налогового ведомства, негласное наличие указив и +планов= по сбору налогов, желание исполнителей создать +проблему= на +ровном месте= с известной мотивацией.
Начальник Управления
экономического прогнозирования,
анализа и методологии ФГУП "ВГТРК"
Ссылка для сайта:
Ссылка для форума (BBCode):