Западно-Сибирской транспортной прокуратурой за 9 месяцев текущего года на наличие коррупциогенных факторов изучено 218 нормативных правовых актов.
Коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах, изданных законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации (38 % от общего числа), не установлено.
В 134-х подвергнутых антикоррупционной экспертизе нормативных документах, принятых органами местного самоуправления Западно-Сибирского региона, выявлено 139 коррупциогенных факторов.
Каждым вторым фактором является принятие указанных документов за пределами компетенции, 17 % составляет выборочное изменение объема прав, а 16 % - наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего права. В оставшиеся 17% входят: широта дискреционных полномочий, отсутствие (неполнота) административных процедур и юридико-лингвистическая неопределенность.
Например, опротестовано 30 нормативных правовых актов, регулировавших правила охраны жизни людей на водных объектах, принятых органами местного самоуправления Республики Алтай, Алтайского и Красноярского краёв, а также Кемеровской, Омской и Томской областей, устанавливавших запрет на использование маломерных судов на водных объектах и изменявших объем прав судоводителей.
В силу требований Водного кодекса РФ утверждение подобных правил относится исключительно к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и требует согласования с территориальным органом МЧС России, Минприроды России и Минздравсоцразвития России.
Наряду с этим, опротестовано 34 нормативно-правовых акта, изданных органами местного самоуправления Красноярского края, Новосибирской и Кемеровской областей. Ими за пределами своей компетенции утверждены правила благоустройства и содержания территории муниципального образования, которыми возложена обязанность по уборке и содержанию железнодорожных путей силами и средствами организаций, эксплуатирующих данные сооружения, но не являющихся их собственниками. Вместе с тем, земли железнодорожного транспорта являются федеральной собственностью, а порядок их использования определяется Правительством РФ.
Кроме того, прокуратурой выявлено несоответствие федеральному законодательству принятых муниципальными органами Кемеровской и Новосибирской областей 20 административных регламентов предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на ввод объекта строительства в эксплуатацию.
Все регламенты определяли исчерпывающий перечень документов, необходимых для оказания услуги. Однако в них отсутствовала обязанность заявителей представлять документы, необходимые в силу закона для принятия решения о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию построенного объекта транспортной инфраструктуры, эксплуатации которого предполагает установление вокруг него охранной зоны.
Всего за 9 месяцев 2018 года рассмотрено 94 протеста транспортных прокуроров, по результатам этой работы исключёно 138 коррупциогенных факторов.
Вместе с тем, в прокуратуру от аккредитованных общественных организаций и юридических лиц, иных участников процесса антикоррупционной экспертизы, не поступило ни одной информации, свидетельствующей о наличии в нормативных документах и их проектах коррупциогенных факторов, иных коррупционных проявлений, в том числе о фактах отказа органов власти в предоставлении нормативно-правовых актов и их проектов или рассмотрении результатов экспертизы.
В целях повышения эффективности работы по выявлению и устранению коррупциогенных факторов, обеспечения конструктивного взаимодействия прокуратуры и независимых экспертов Западно-Сибирским транспортным прокурором направлены письма с предложением о сотрудничестве лицам, имеющим действующую аккредитацию Минюста России в качестве независимого эксперта, зарегистрированным на территории 9 субъектов Российской Федерации, включенных в границы деятельности прокуратуры.