В 2021 г. прокурорами оспорено 21 152 нормативных правовых акта органов местного самоуправления. По результатам рассмотрения актов реагирования в соответствие с федеральным законодательством приведены 21 086 актов. Отмечен рост оспоренных актов во всех регионах, кроме Новосибирской области и Красноярского края.
Прокурорами продолжена работа, направленная на совершенствование правового регулирования во всех областях правоотношений. Повсеместно обеспечивалось приведение актов в соответствие с изменившимся бюджетным, налоговым, жилищным, земельным и иным законодательством.
Так, по инициативе прокуроров Омской и Томской областей отменены муниципальные нормативные правовые акты о едином налоге на вменённый доход для отдельных видов деятельности, поскольку положения главы 26.3 Налогового Кодекса РФ не применяются с 01.01.2021.
Органами местного самоуправления не везде обеспечивалась законность при правовом регулировании вопросов, касающихся выполнения мероприятий национальных проектов. Так, прокурорами в Новосибирской области оспорено 257 муниципальных актов. Незаконные выявлялись в рамках реализации нацпроектов: «Жилье и городская среда», «Образование», «Демография», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
В поле зрения прокуроров находились вопросы соответствия уставов муниципалитетов федеральному законодательству. Так, в Республике Хакасия, Омской области поводом для вмешательства явились новеллы, наделяющие органы местного самоуправления правом по обеспечению участковых уполномоченных полиции жилыми помещениями. В Республике Тыва уставами закреплены полномочия органов местного самоуправления по оказанию помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, участию в соответствии с федеральным законом в выполнении комплексных кадастровых работ и иные.
Пробелы в муниципальном нормотворчестве, связанные с ненадлежащей реализацией требований федеральных законов, выявлялись во всех регионах округа. Так, в Омской области прокуроры, реализуя право нормотворческой инициативы внесли 1 366 проектов актов в представительные органы местного самоуправления. Разработанные ими проекты учитывали новеллы законодательства о противодействии коррупции, градостроительного, избирательного законодательства и др.
Восполнению пробелов в муниципальном нормотворчестве способствовала разработка модельных актов. Так, на основе подготовленных органами прокуратуры Красноярского края 27 модельных актов органами местного самоуправления принят 2 361 акт.
Органы местного самоуправления допускали нарушения при подготовке проектов актов, регулирующих правоотношения в бюджетной, налоговой, земельной, жилищной, градостроительной сферах, в сферах управления муниципальным имуществом, защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, вопросы предоставления муниципальных услуг и т.д.
Прокурорами в органы местного самоуправления направлено 5 334 заключения о несоответствии проектов муниципальных актов федеральному законодательству с предложением устранения нарушений закона. Замечания учтены по 5 130 проектам актов.
Принимаемые прокурорами меры реагирования в сфере муниципального нормотворчества способствовали восстановлению прав граждан и субъектов предпринимательской деятельности. Так, по результатам рассмотрения актов реагирования, внесенных прокурорами 14 районов Новосибирской области в органы местного самоуправления, в соответствие с законом приведены 82 муниципальные программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.
В Алтайском крае по протесту прокурора г. Барнаула скорректировано решение Барнаульской городской Думы, утвердившее Порядок реализации государственных полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на территории города, которое вступило в противоречие с региональным актом в части определения категорий получателей мер социальной поддержки и документов, представляемых заявителями для включения в список получателей субсидии.