Россельхознадзор и Федеральная таможенная служба РФ распорядились прекратить на границе фитосанитарные проверки автотранспорта, которые были восприняты многими автовладельцами как новые барьеры на пути импортных машин. Ранее незаконными такие проверки признала Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
"Мы приняли предложение ФАС отменить действие новой редакции перечня подкарантинной продукции, подлежащей фитосанитарной проверке,— сообщил замглавы Россельхознадзора Алексей Саурин.— Я подписал приказ, который действует с 22 сентября". Это означает, что теперь с граждан, которые ввозят в РФ автомобиль, на границе никто не имеет права потребовать документы о прохождении фитосанитарной проверки.
Напомним, что такая практика была введена Россельхознадзором и ФТС с 15 июля 2009 года согласно новой редакции "Перечня подкарантинной продукции, подлежащей государственному карантинному фитосанитарному контролю". Тогда в Россельхознадзоре поясняли, что на ввозимых в РФ машинах слишком часто стали выявлять опасные для сельхозкультур остатки растений и насекомых, в том числе азиатскую хлопковую совку, американскую белую бабочку и японского жука. Однако предприниматели, занимающиеся ввозом автомобилей в РФ, восприняли перечень по-своему. По их мнению, документ вводился для ограничения импорта машин в качестве одной из мер по поддержке российского автопрома. Летом 2009 года автомобилисты пожаловалась в ФАС, которая признала перечень Россельхознадзора и ФТС незаконным.
Вчера в ФАС заявили, что пока не получали из Россельхознадзора подтверждения об отмене перечня (сегодня истекает срок предоставления документов). "Но мы уже получили соответствующее подтверждение от ФТС. По документам, 29 сентября был подписан приказ ФТС N 1775,— заявил замначальника управления контроля органов власти ФАС Сергей Абышев.— Проверки прекратились, работники таможни больше не имеют права требовать лишние документы с граждан".
"Решение Россельхознадзора и ФТС выглядело издевательски по отношению к автомобилистам, что и доказали в ФАС",— заявил лидер общественного движения "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков. "К сожалению, общей картины удушения автовладельцев этот случай не меняет,— заявил он.— Повышенные ввозные пошлины, действующие с января 2009 года, уже сделали свое черное дело. А через год вступит в силу еще и новый технический регламент, ужесточающий требования к автомобилям, который может окончательно перекрыть воздух тем, кто хочет привезти машину из-за границы. К сожалению, у ФАС нет полномочий отменить и его, но мы постараемся это сделать через Конституционный суд".