В данную категорию входят Герои
Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры орденов
Славы, инвалиды определенных степеней ограничения способности к трудовой
деятельности, инвалиды детства, ветераны и инвалиды ВОВ и боевых
действий, физические лица, имеющие право на получение социальной
поддержки (чернобыльцы, лица, подвергшиеся радиационному облучению,
лучевой болезни и т.д.).
Законопроект был внесен в Госдуму 18 мая
2011 года группой депутатов во главе с главой комитета Госдумы
по финансовому рынку Натальей Бурыкиной (в Госдуме V созыва — глава
подкомитета по налоговому законодательству).
Документ вносит изменения в статьи 391 и 395 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с действующим законодательством РФ стоимость земли
для налогообложения определяется по ее кадастровой стоимости. Как
говорится в пояснительных материалах к законопроекту, на момент принятия
закона о предоставлении льгот кадастровая стоимость составляла
в большинстве регионов от 10 тысяч рублей за гектар. При этом за садовый
участок размером 6-12 соток гражданин платил земельный налог в размере
360-600 рублей в год.
«В последующие годы была проведена новая кадастровая оценка земли. В
отличие от прошедших лет, когда это делалось по единой методике,
в настоящее время это право было передано местным органам,
а Минэкономразвития РФ утвердило поправочные модуляторы, которые могли
применяться к действующей кадастровой оценке в зависимости от наличия
различных показателей (близость к транспортным путям: электрички,
автобус, наличие других показателей инфраструктуры), в результате
кадастровая стоимость возросла во многих районах, особенно пригородных,
в 100 и более раз», — говорится в пояснительной записке к законопроекту,
в связи с чем, по мнению депутатов, налогового вычета в 10 тысяч рублей
стало недостаточно.
Документом устанавливается, что льгота распространяется
на налогоплательщиков, которые являются собственниками земельного
участка независимо от места регистрации физического лица и имеющих
размер земельного участка менее 0,2 га (для Героев Советского Союза
и РФ) и менее 0,1 га (для остальных перечисленных категорий).
Правительство РФ законопроект не поддержало. «Земельный налог
является одним из основных источников формирования доходной базы местных
бюджетов и в федеральный бюджет не зачисляется. Средства от уплаты
данного налога направляются на решение социально-экономических задач,
стоящих перед органами самоуправления. Реализация предлагаемых изменений
приведет к сокращению доходов местных бюджетов», — говорится
в официальном отзыве правительства РФ на законопроект.
Вместе с тем Госдума отклонила в первом чтении два альтернативных
законопроекта, внесенных депутатами фракции «Справедливая Россия».
Законопроектом «О внесении изменения в статью 389 части второй
Налогового кодекса РФ» предлагается не облагать налогом земельные
участки, площадь которых не превышает 800 квадратных метров, находящиеся
в собственности физических лиц, не являющихся индивидуальными
предпринимателями, и являющиеся единственными земельными участками,
находящимися в собственности данных лиц.
«Мы прекрасно понимаем, что в нынешнем
состоянии дел раздробить любой участок на любое количество маленьких
участков совсем несложно. А потом за 100 рублей оформить эти участки
на любого гастарбайтера, получив, при этом документ, что все эти участки
выкуплены. В результате мы получим огромное количество участков,
которые просто не будут облагаться налогом. То есть вместо того, что
выдается за справедливость, мы на самом деле получим один результат — мы
просто лишим местные бюджеты основного источника доходов», — пояснил
председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.
Проектом закона «О внесении изменений в статьи 391 и 395 части второй
НК РФ» предлагается уменьшение налоговой базы по земельному налогу
на не облагаемую налогом сумму в размере 10 тысяч рублей на одного
налогоплательщика на территории одного муниципального образования
(городов Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка,
находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании
или пожизненном наследуемом владении отдельных категорий
налогоплательщиков.
Зампред комитета Леонид Симановский, комментируя данный законопроект,
заявил: «В настоящее время по разным подсчетам, от 80 до 90%
муниципальных бюджетов являются убыточными по стране в целом, и это
очень серьезный вопрос. C одной стороны, мы кричим, что
у муниципалитетов нет денег, с другой — предлагаем за их счет давать
льготы».